Что такое отчуждение труда?

Раздел: Разное
Какими путями это преодолевается?
RogalikMia
:pe Fill :pe good :pe

Комментарии

  • отредактировано 27 мар
    Это теория Маркса. Хотя мы не проходили марксистко-ленинской философии, решил полюбопытствовать.

    "В чем же заключается отчуждение труда?

    Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это – принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. Подобно тому как в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого мозга и человеческого сердца воздействует на индивидуума независимо от него самого, т.е. в качестве какой-то чужой деятельности, божественной или дьявольской, так и деятельность рабочего не есть его самодеятельность. Она принадлежит другому, она есть утрата рабочим самого себя.

    В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., – а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному?

    Правда, еда, питье, половой акт и т.д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер."

    К.Маркс.Экономико-философские рукописи 1844 года

    А вот про пути преодоления интересно. В теории Маркса это болезнь капитализма, а значит при переходе к коммунизму отчуждение исчезнет. На мой взгляд, для преодоления отчуждения нужно, чтобы, во-первых, людей интересовала работа больше, чем деньги, за нее получаемые. Для этого нужно такую работу им определить и найти. И, во-вторых, базовый доход, который в ряде стран уже экспериментально вводится (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Безусловный_базовый_доход) . При развитии робототехники низкоквалифицированный человеческий труд уйдет в прошлое. А коммунизм во всем мире нереален. :)
    angelMiaV31207
    :)
  • Rogalik написал:

    в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы :)

    Чет мне это напоминает современные описания депрессий.
    Спасибо за цитату, я ее употреблю в своем вопросе.

    RogalikMiaV31207
    :pe Fill :pe good :pe

  • отредактировано 13 апр
    Rogalik написал:

    Это теория Маркса. Хотя мы не проходили марксистко-ленинской философии, решил полюбопытствовать.

    "В чем же заключается отчуждение труда?

    Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это – принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. Подобно тому как в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого мозга и человеческого сердца воздействует на индивидуума независимо от него самого, т.е. в качестве какой-то чужой деятельности, божественной или дьявольской, так и деятельность рабочего не есть его самодеятельность. Она принадлежит другому, она есть утрата рабочим самого себя.

    В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., – а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному?

    Правда, еда, питье, половой акт и т.д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер."

    К.Маркс.Экономико-философские рукописи 1844 года

    А вот про пути преодоления интересно. В теории Маркса это болезнь капитализма, а значит при переходе к коммунизму отчуждение исчезнет. На мой взгляд, для преодоления отчуждения нужно, чтобы, во-первых, людей интересовала работа больше, чем деньги, за нее получаемые. Для этого нужно такую работу им определить и найти. И, во-вторых, базовый доход, который в ряде стран уже экспериментально вводится (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Безусловный_базовый_доход) . При развитии робототехники низкоквалифицированный человеческий труд уйдет в прошлое. А коммунизм во всем мире нереален. :)

    Тов. Маркс был большой путаник, как мне кажется. К счастью, не только мне. Вот товарищ его- тов. Энгельс писал куда проще и доходчивее. "Кто ясно мыслит- тот ясно излагает". Работа тов. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства"- своего рода шедевр. А вот тов. Маркс мыслил, похоже не очень ясно. Так и изложил. Впрочем, возможно, ему мешала борода...
    RogalikangelMia
  • MiaMia
    отредактировано 14 апр
    V31207 написал:

    Rogalik написал:

    Это теория Маркса. Хотя мы не проходили марксистко-ленинской философии, решил полюбопытствовать.

    "В чем же заключается отчуждение труда?

    Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это – принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. Подобно тому как в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого мозга и человеческого сердца воздействует на индивидуума независимо от него самого, т.е. в качестве какой-то чужой деятельности, божественной или дьявольской, так и деятельность рабочего не есть его самодеятельность. Она принадлежит другому, она есть утрата рабочим самого себя.

    В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., – а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному?

    Правда, еда, питье, половой акт и т.д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер."

    К.Маркс.Экономико-философские рукописи 1844 года

    А вот про пути преодоления интересно. В теории Маркса это болезнь капитализма, а значит при переходе к коммунизму отчуждение исчезнет. На мой взгляд, для преодоления отчуждения нужно, чтобы, во-первых, людей интересовала работа больше, чем деньги, за нее получаемые. Для этого нужно такую работу им определить и найти. И, во-вторых, базовый доход, который в ряде стран уже экспериментально вводится (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Безусловный_базовый_доход) . При развитии робототехники низкоквалифицированный человеческий труд уйдет в прошлое. А коммунизм во всем мире нереален. :)

    Тов. Маркс был большой путаник, как мне кажется. К счастью, не только мне. Вот товарищ его- тов. Энгельс писал куда проще и доходчивее. "Кто ясно мыслит- тот ясно излагает". Работа тов. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства"- своего рода шедевр. А вот тов. Маркс мыслил, похоже не очень ясно. Так и изложил. Впрочем, возможно, ему мешала борода...
    Позволю себе уточнить: чья борода мешала Марксу... Энгельса???)))))))
    V31207
  • Mia написал:

    V31207 написал:

    Rogalik написал:

    Это теория Маркса. Хотя мы не проходили марксистко-ленинской философии, решил полюбопытствовать.

    "В чем же заключается отчуждение труда?

    Во-первых, в том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это – принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому. Подобно тому как в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого мозга и человеческого сердца воздействует на индивидуума независимо от него самого, т.е. в качестве какой-то чужой деятельности, божественной или дьявольской, так и деятельность рабочего не есть его самодеятельность. Она принадлежит другому, она есть утрата рабочим самого себя.

    В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., – а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному?

    Правда, еда, питье, половой акт и т.д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер."

    К.Маркс.Экономико-философские рукописи 1844 года

    А вот про пути преодоления интересно. В теории Маркса это болезнь капитализма, а значит при переходе к коммунизму отчуждение исчезнет. На мой взгляд, для преодоления отчуждения нужно, чтобы, во-первых, людей интересовала работа больше, чем деньги, за нее получаемые. Для этого нужно такую работу им определить и найти. И, во-вторых, базовый доход, который в ряде стран уже экспериментально вводится (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Безусловный_базовый_доход) . При развитии робототехники низкоквалифицированный человеческий труд уйдет в прошлое. А коммунизм во всем мире нереален. :)

    Тов. Маркс был большой путаник, как мне кажется. К счастью, не только мне. Вот товарищ его- тов. Энгельс писал куда проще и доходчивее. "Кто ясно мыслит- тот ясно излагает". Работа тов. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства"- своего рода шедевр. А вот тов. Маркс мыслил, похоже не очень ясно. Так и изложил. Впрочем, возможно, ему мешала борода...
    Позволю себе уточнить: чья борода мешала Марксу... Энгельса???)))))))
    Нет. Тов. Марксу мешала, в первую очередь, его собственная борода. Разумеется, борода тов. Энгельса тоже внесла свою посильную лепту.
    Mia
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.